Сценарии праздников        25.11.2023   

Пастухова, Инна Олеговна - Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. Создание единого пространства развития ребенка через сотрудничество с семьей Период реализации проекта

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Модель организации взаимодействия педагогов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка Н.Д. Епанчинцева, Т.В. Лазарева На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость поиска способов и средств управления по формированию и регулированию новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителями, школой и другими социальными институтами. Значимость новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса предполагает переход на качественно новый уровень деятельности методической службы дошкольного учреждения, обеспечивающей единую динамическую социально-педагогическую систему. В связи с тем что дошкольное образовательное учреждение это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, была разработана новая модель интеграции и координации взаимодействия педагогов, обеспечивающая единство понимания задач всеми участниками педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества. Основные преобразования педагогического процесса будут заключаться в изменении: взаимоотношений между взрослыми и детьми, т.е. в стиле педагогиче-ского общения и предоставлении ребенку широкого и разнообразного круга общения; содержания форм и методов образования, так как интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими с одной группой детей; организации педагогического процесса (составление сетки занятий, гра-фика работы и взаимодействия специалистов, предоставление дополни-тельных образовательных и оздоровительных услуг); предметно-развивающей среды, подразумевающей создание условий для развития и самореализации личности ребенка. Свою работу мы начали с интеграции и координации взаимодействия специалистов ДОУ 88 г. Белгорода (педагогов дополнительного образования). В ДОУ работают 32 педагога: из них 22 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, хореограф, руководитель изодеятельности, инструктор по физвоспитанию и плаванию, эколог, учитель-логопед и педагог-психолог. Любая деятельность должна начинаться с анализа. В связи с этим были проведены анкетирование педагогов и диагностика детей, которые дали возможность оценить работу, стиль общения взрослых и детей, а также аргументированно доказать необходимость совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Анкетирование позволило нам сделать вывод, что уровень интегрированного взаимодействия педагогов высок, но часто происходит дублирование содержания, форм и методов обучения детей (хореограф инструктор физвоспитания, хореограф музыкальный руководи-тель, руководитель изодеятельности воспитатель, эколог воспитатель). Решение данной проблемы требует от руководителя системно-деятельностного подхода к процессу управления воспитательно-образовательной работой. Задача руководителя заключается в обеспечении взаимодействия субъектов педагогического процесса и в создании комфортных эмоциональнопсихологических условий для работы, а также в оказании поддержки каждо- 1

2 му члену коллектива в самореализации и саморазвитии. Работа с педагогическим коллективом была направлена на интеграцию и координацию взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Интеграция деятельности педагогов ДОУ рассматривалась как метод, нацеленный на создание у детей целостной картины мира. Процесс достижения этой цели определяется как комплексное воспитание и развитие детей, обеспечивающее взаимопроникновение и взаимосвязь компонентов воспитательно-образовательной работы. Координация взаимодействия педагогов ДОУ осуществляется по следующим направлениям: 1) анализ профессиональной подготовки специалистов и воспитателей ДОУ на основе изучения результатов деятельности и вовлечение их в разные формы профессионального совершенствования; 2) создание собственных программ профессионального совершенствования и перспективных планов работы, которые учитывают задачи образования и воспитания детей, пути их реализации с учетом модернизации и повышения качества воспитательно-образовательного процесса; 3) интеграция и координация действий педагогов на межпредметной и междеятельностной основе при освоении реализации программного материала на всех этапах деятельности в инновационном режиме работы ДОУ; 4) обеспечение органичной связи содержания и методов обучения и практической деятельности педагогов в условиях социального партнерства. Основной формой работы стали семинары, на которых были представлены программы, определяющие направления деятельности ДОУ. Система тренингов, проводимых со специалистами, позволила им проанализировать собственные коммуникативные способности и в то же время вооружила их конкретным психологическим ИЗ ПЕРВЫХ РУК инструментарием для работы по совершенствованию характера взаимодействия с детьми. Развитие приоритетных направлений деятельности ДОУ осуществляют центры: «Вдохновение» (художественно-эстетическое направление), «Крепыш» (физкультурно-оздоровительное). Центры имеют свои цели и задачи, разработаны модели организации их деятельности (см. Приложения 1 и 2) и конкретные поэтапные планы работы на 1 3 года (в соответствии со сроками выполнения единой программы развития ДОУ). Заседания центров проходят 4 раза в год. На них рассматриваются проблемные вопросы реализации намеченных планов и задач, заслушиваются отчеты специалистов, обсуждаются материалы актуального педагогического опыта. Деятельность центров контролирует координационный совет ДОУ под руководством заведующей. Планирование воспитательно-образовательного процесса ДОУ в условиях интеграции представлено целостной системой, элементами которой выступают общий перспективный план работы с детьми, педагогами, родителями, индивидуально-перспективные и календарные планы педагогов. Перспективный план интегрирует цели и задачи применяемых в ДОУ программ: комплексная «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, парциальные «Здравствуй!» М. Лазарева, «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» И.Н. Авдеевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой, «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, «Ладушки» И. Каплуновой, «Са-Фи-Дансе» Ж. Фирилевой, «Программа эстетического воспитания» Т. Комаровой. Одним из условий, обеспечивающих повышение качества образования, является создание развивающей среды. Наличие подвижных трансформируемых и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего ДОУ дает каждому ребенку возмож- 2 8/06

3 ность самостоятельного выбора того или иного вида деятельности и условий ее реализации. В ДОУ имеется физкультурно-оздоровительный центр, в который входят плавательный бассейн, физиотерапевтический кабинет, фитобар, спортивный зал, оборудованы мини-стадионы в группах, спортивная площадка на участке детского сада. В развивающую художественно-эстетическую среду входят музыкальный зал, изостудия, музыкально-театральная студия, библиотека, «Русская изба», экологическая комната. В нашем ДОУ детям доступно все функциональное пространство, включая даже ту его часть, которая предназначена для взрослых. Труд взрослого всегда интересен детям, «тайны профессий» становятся дополнительным источником развития ребенка. В результате более рационально стали использоваться все помещения ДОУ. Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для более полного и всестороннего развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп, с разными взрослыми, делает его истинным хозяином ДОУ. Интеграция воспитательно-образовательного процесса будет еще эффективнее при взаимодействии ДОУ с различными социальными институтами города. Прежде всего это повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Наше ДОУ взаимодействует со средними общеобразовательными школами 43, 46 г. Белгорода, Белгородским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки специалистов, Белгородским университетом, историко-краеведческим музеем, библиотекой семейного чтения, Белгородским драматическим театром им. М.С. Щепкина, Областным театром кукол, детской музыкальной школой 4, центром дополнительного образования «Надежда» (станция юннатов), детской поликлиникой 4. Уже сложилась определенная система организации совместной деятельности ДОУ с различными социальными институтами детства: заключение договора или составление плана совместной работы между ДОУ и конкретным учреждением; приобретение ДОУ абонемента на право посещения нужного учреждения; проведение в течение года встреч, направленных на выявление проблем совместной деятельности; доведение информации в данном направлении до семей воспитанников, которые активно участвуют в проводимых нами мероприятиях; подведение итогов в конце года (совещания, конференции, «круглые столы»). Результат нашей деятельности мы видим в создании учебно-методического комплекта по интеграции обучения и воспитания детей, включающего: 1) методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных мероприятий; 2) разработки тематических мероприятий по приоритетным направлениям работы ДОУ; 3) слаженную координацию работы специалистов и педагогов ДОУ в рамках интегрированного обучения; 4) обобщение актуального педагогического опыта по приоритетным направлениям работы ДОУ. Н.Д. Епанчинцева доцент кафедры дошкольного и начального образования Белгородского регионального ИПКиППС; Т.В. Лазарева ст. воспитатель МДОУ ЦРР-д/с 88 «Улыбка», г. Белгород. 3

4 ИЗ ПЕРВЫХ РУК Приложение 1 Модель работы художественно-эстетического центра «Вдохновение» «Ладушки» (И. Каплунова) «Музыкальные шедевры» (О. Радынова) «Детство» (под ред. Т. Бабаевой) Центр дополнительного образования «Надежда» «Са-Фи-Дансе» (Ж. Фирилева) «Программа эстетического воспитания детей 2 7 лет» (Т.С. Комарова) «Приобщение детей к истокам русской культуры» (О. Князева) Управление образования администрации г. Белгорода Филиал ДМШ 4 Программно-методическое обеспечение Белгородский региональный ИПКиППС Хореографический коллектив «Дуэт» (школа 46) Творческое сотрудничество Белгородский государственный академический театр им. М.С. Щепкина Средняя школа 43, 46 Творческое сотрудничество Развитие творческой личности дошкольников в условиях интегрированного воздействия разных видов искусств Белгородский областной театр кукол Библиотека семейного чтения, филиал 20 Белгородский государственный историко-краеведческий музей Городской совет ветеранов Великой Отечественной войны Совместная деятельность Художественный музей Педагоги Дети Родители Отчетные концерты Конференции Собрания Вечера отдыха Открытые мероприятия (тестопластика) Кружок «Колобок» Театрально-музыкальная студия «Сказка» Обучение игре на музыкальных инструментах «Домисолька» Хореографический кружок «Непоседы» Фольклорный кружок «Рябинушка» Кружок «Волшебная ниточка» (вышивание) Изостудия «Радуга» Кружок «Буратино» (выжигание) Театрализованные игры Заседания центра Семинары Диспуты, КВН Педсоветы Конференции Консультации 4 8/06

5 Приложение 2 Модель работы физкультурно-оздоровительного центра «Крепыш» Музыкальноритмическое занятие Корригирующая гимнастика Занятия в бассейне Праздники здоровья Индивидуальная оздоровительная программа Закаливание Занятия по ОБЖ Турпоходы Нравственнотрудовое воспитание Детская поликлиника 4 Средняя школа 46, 43 Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 1 Научно-методический центр при управлении образования администрации г. Белгорода Организация здоровьесберегающего пространства МДОУ ЦРР д/с 88 «Улыбка» Программа «Детство» (Т. Бабаева) Программа «Игры с элементами спорта для детей 3 4 лет» (Л. Волошина) Программа «Здравствуй!» (М. Лазарев) Программа «Играйте на здоровье!» (Л. Волошина) Программа «Развивающая педагогика оздоровления» (В. Кудрявцев) Программа «Обучение плаванию в д/с» (Е. Воронова) Педагоги Дети Родители Педагог-психолог Медперсонал Спортивные игры Досуг, развлечения Интегрированные физкультурнооздоровительные занятия Оздоровительные минутки на всех занятиях Беседы по валеологии Мониторинг состояния здоровья Творческое сотрудничество Программно-методическое обеспечение Ароматерапия Фитотерапия Иммунопрофилактика Консультативная работа с семьей, педагогами Физиотерапевтические мероприятия Массаж Спрининг-тесты Праздники здоровья Индивидуальные консультации, беседы Семинары-практикумы Повышение квалификации Педсоветы Диспуты, КВН Работа в физкультурнооздоровительном центре «Крепыш» Психопрофилактика педагогов, родителей Обучение приема релаксации Коррекционноразвивающая работа с использованием психомышечной гимнастики Контроль за адаптацией к новым социальным условиям Деловые игры, «круглый стол» по ЗОЖ Праздники здоровья Индивидуальные, групповые беседы, консультации Открытие мероприятия Собрания 5


Годовые задачи на 2015 2016 учебный год 1. Создать условия для реализации задач ФГОС ДО с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Краткая презентация основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 75 Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Анализ работы ДОУ за 2015 2016 учебный год. Выполнила: старший воспитатель высшей квалификационной категории Е.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Краткая презентация Планирования образовательной деятельности 1 подготовительной

КАРТА САМООЦЕНКИ готовности дошкольной образовательной организации к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на 01.01.2016 года

Планирование организации развивающей среды в ДОУ Н.Д. Епанчинцева Планирование организации развивающей среды предполагает: определение для сотрудников четкой цели и задач мероприятий на основе анализа

Годовые задачи на 2013 2014 учебный год 1. Организация условий, обеспечивающих введению ФГОС ДО в деятельность ДОУ. 2. Продолжать реализацию современных подходов к организации среды, способствующей сохранению

Годовые задачи на 2018 2019 учебный год 1. Продолжать создавать условия в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования по обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ МБДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД 3 «БЕРЁЗКА» Г. НОВОПАВЛОВСКА за 2015 2016 учебный год В 2015-2016 учебном году перед коллективом были поставлены следующие задачи: 1. Обеспечивать

Самоанализ МБДОУ «Детский сад «Родничок» по реализации ФГОС дошкольного образования Раздел 1. Общие сведения (по состоянию на 1 сентября 218 года) Тип учреждения Бюджетное учреждение Тип местности, в котором

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 41 «Сказка» с. Константиновское Петровского района УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ПРОБЛЕМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 26 «ПОДСОЛНУШЕК» Сетевой проект «Создание здоровьесберегающей работы в ДОУ 26 «Подсолнушек» и социальном окружении»

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА Контроль за реализацией Программы. Тематический контроль 1. Тема: «Развитие грамматического строя речи дошкольников посредством игровых методов» Сроки проведения:

Принят на заседании педагогического совета МБДОУ 111 УТВЕРЖДАЮ Заведующий Г.А.Гаврилова 6 от 30.05.2014г «ЗДОРОВОЕ ДЕТСТВО» Инновационный проект по созданию условий для реализации образовательной области

Визитная карточка Сведения об учредителе: УЧРЕДИТЕЛЬ МАДОУ 12 "Берёзка" - УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЕУТОВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Начальник Управления образования: Гетман Иван Сергеевич

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 23 «СВЕТЛЯЧОК» за 2016 2017 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23«Светлячок» является новостройкой, он начал функционировать

1 Учебный план МБДОУ на 2018 2019 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной

150034, г. Ярославль, улица Ранняя, дом 6-а, телефон 38-49-44, факс 38-58-71. Заведующая Травникова Нина Павловна, высшая квалификационная категория, стаж работы в должности 9 лет. Старший воспитатель

Программное обеспечение МБДОУ: Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ детского сада 150 «Брусничка» за 2012-2013 учебный год (Извлечения) Общая характеристика детского сада Детский сад 150 «Брусничка» является структурным подразделением Автономной некоммерческой

Приложение 56 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ «Гимназия 39» от 16.11.2015 г. 144/1-од Н.С. Захаренко ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА» 1 1. Общие положения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: - Создание условий для повышения эффективности

План мероприятий на январь СП 4-9 П/П НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЙ СП 4 «Неделя зимних игр и забав» с 12 16 января 1. Консультация для педагогов: "Как помочь себе в стрессовой ситуации" 15.01.15

Презентация Программы МАДОУ - детский сад компенсирующего вида 3 «Радуга» г.балаково Саратовской области Утверждена: Директором МАДОУ детского сада компенсирующего вида 3 «Радуга» Н.В.Кузнецовой Пр. 92

«Утверждаю» Заведующий МДОУ д/с 98 /В.И.Чижмакова/ Приказ от «31» августа 2016 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Краткая презентация Планирования образовательной деятельности 1 младшей

Результаты самообследования за 2014-2015 учебный год Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка детский сад 63 г. Сочи построено по типовому проекту в 1980 году

Ганичева Ирина Алексеевна Королёва Анжелика Валерьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 54 г. Кировска» СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

Физическое воспитание и здоровьесберегающая деятельность ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Буянова Елена Михайловна старший воспитатель ГБДОУ детский сад 1 Василеостровского района

Задачи работы МДОУ детского сада присмотра и оздоровления 17 «Ладушки» на 2016-2017 учебный год 1. Внедрения современных здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ. 2.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад 6 г. Нового Оскола Белгородской области» Аннотация рабочей программы педагога-психолога на 2015/2016

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Великосельский детский сад 14» 2014 2016 учебный год Муниципальная инновационная площадка Тема: «Преемственность в работе детского сада и

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании педагогического совета Протокол от 2016 г. Заведующий ГБДОУ 11 ГБДОУ 11 Брославская Е.Е. Приказ от 2016 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по основной общеобразовательной программе дошкольного

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ Заседания органов самоуправления 1.1.Общее собрание трудового коллектива Содержание деятельности Заседание N 1. 1. Принятие графика работы сотрудников 2. Итоги подготовки

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 24» Адрес: г. Биробиджан, ул. Широкая, на картед.) 4-а (см. Телефон: 6-98-88 Сайт: ФИО руководителя: http://ds24bir.ucoz.ru/ Неумывака

План методической работы ДОУ на учебный год Содержание методической работы Сентябрь. Работа с кадрами: Определение тематики самообразования воспитателей и созданию опыта; Консультация «Образное развитие

2.3. Обеспечение физической подготовленности каждого ребенка, оказание помощи в приобретении запаса прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни, труда и активного

Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 240. Юридический адрес: 150034, г. Ярославль, ул. Ранняя д 9 а. Сведения об администрации детского сада: Голубева Нина Васильевна-заведующая

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад 122 г. Сочи Краткая презентация основной общеобразовательной программы 2017-2018 уч. год 2017 г. 354207, Краснодарский край, г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 124 Адрес: 150014, г. Ярославль, ул.рыбинская, д.32а Заведующая: Шлезингер Екатерина Ивановна Старший воспитатель:

Краткая презентация основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ детского сада 150 «Брусничка» за 2011-2012 учебный год (Извлечения) Общая характеристика детского сада Детский сад 150 «Брусничка» является структурным подразделением Автономной некоммерческой

Учебный план на 2015 2016 уч.год. МБДОУ детский сад 83 «Светлячок» общеразвивающего вида, реализующего ООП «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Приоритетные

1. Общие характеристики заведения Тип, вид, статус дошкольная образовательная организация, тип учреждения- бюджетное учреждение. Лицензия на образовательную деятельность серия 23Л01 0004527 от 12.02.2016

Познавательное развитие Формирование целостной картины мира 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 Речевое развитие Развитие речи 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 2 8 74 Художественно Рисование - - - - - - - -

«Утверждаю» от августа г. Заведующая детским садом «Аленький цветочек» УЧЕБНЫЙ ПЛАН Структурного подразделения детского сада комбинированного вида «Аленький цветочек» ГБОУ СОШ 11 г.кинеля по основной общеобразовательной

Краткая презентация основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 82» Основные характеристики Программы Основная образовательная программа ДОО (ООП ДОО) Обязательная часть

Анализ работы педагогического коллектива МКДОУ д/с 362 по художественно-эстетическому развитию детей за 2017 2018 учебный год Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека,

Педсовет 1 ТЕМА: «Приоритетные задачи ДОУ на 2014-2015 учебный год» ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 28.08.14г. ЦЕЛЬ: принять годовой план ДОУ, рабочие программы, сетку НОД, режимы дня, наметить пути совершенствования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 уч.г. раздел 4 Дошкольное образование МБОУ «Лицей «МОК 2» Детский сад является структурным подразделением МБОУ «Лицей «Многоуровневый образовательный комплекс 2».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Планирование образовательной деятельности во 2 подготовительной группе /от

Выступление «Система работы по музыкально-театрализованной деятельности» Театр это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного

Образовательная деятельность Внутренняя система оценки качества образования Документы, в соответствии с которыми ведется образовательная деятельность: ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. 273-ФЗ; ФГОС

ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Кафедра дошкольного образования Итоговая практико-значимая работа на тему: «Методическое руководство организацией приоритетного направления деятельности дошкольного

Сведения о реализуемых образовательных программах в МБ ДОУ 27 Программы образовательной деятельности в МБ ДОУ 27 Период обучения Количество воспитанников 1. Основная образовательная программа муниципального

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Цель: Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Совместные задачи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 "Светлячок" «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ» Заместитель заведующей по ВМР Стойко С.П. Задачи ДОУ на 2014-2015

Публичный отчет о деятельности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 21 Петроградского района Санкт-Петербурга за 2015-2016 учебный год Санкт-Петербург, 2016

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 12 общеразвивающего

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МДОУ црр детский сад 33 «Ромашка» по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2016-2017

Образовательная программа дошкольного образования МДОУ детского сада «Теремок» Программа направлена на создание условий развития для детей раннего и дошкольного возраста, открывающих возможности для позитивной

Реализация долгосрочного проекта «Растем здоровыми» (здоровьесберегающее пространство детского сада как среда воспитания здорового ребенка) Здоровье - великая ценность человека. Вырастить ребѐнка здоровым,

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» «Планета здоровья» Направление проекта: Обеспечение психолого-педагогической

Утверждаю: Заведующий МДОУ д/с 66 «Пчелка» О.В.Ряховская 0 г. Принято: на заседании Педагогического совета протокол 4 от «08» февраля 07 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по основной образовательной программе дошкольного

УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ «Детский сад 22» 30 от 31.08.2017 г. ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ПРИНЯТ решением Педагогического совета протокол 1 от 30. 08. 2017 г. г. Гатчина Цель: создание благоприятных

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 11 «Колокольчик» МАДОУ 11 "Колокольчик" г. Реутов, Московской области основан в 2014 году (Постановление

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя МДОУ ЦРР д/с 15 города Маркса Саратовской области на 2015 2016 учебный год Подготовил: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР д/с 15 Тарасова

Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2» тел:

Аналитическая справка по результатам введения ФГОС ДО В течение 2014-2016 года методическая работа в ДОУ была направлена на реализацию плана поэтапного введения ФГОС ДО, утверждённого приказом заведующей

Охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие и воспитание дошкольников является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, потому что здоровье ребенка это основа успешного формирования, развития

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться

2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

3. Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Воспитание нравственного человека;

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

Формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

Построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Наш детский сад много лет тесно сотрудничает с татарской гимназией №14 имени Хади Атласи на основе договора и утверждённого плана работы.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

o экскурсии в школу;

o посещение школьной библиотеки;

o знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

o участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

o выставки рисунков и поделок;

o встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

o ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября идут в гимназию поздравлять первоклассников, выпускников детского сада.

o совместное проведение акции «Мин татарча сөйләшәм»

2. Взаимодействие педагогов:

· совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);

· семинары, мастер- классы

· круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

· проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

· открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

· педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

Мы проводим:

· совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

· родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

· консультации с педагогами ДОУ и школы;

· встречи родителей с будущими учителями;

· дни открытых дверей;

· анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

· визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

34. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка. Развитие в педагогике гуманистических идей обучения и воспитания способствовало появлению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект педагогического процесса. На современном этапе развития школы это особенно ярко проявляется в разработке и внедрении в обучение и воспитание новых технологий, призванных обеспечить личностное развитие учащегося. Однако, как отмечает А.И. Левко, “слепая вера в методику (обучения и воспитания - прим. автора Т.С.), которая сформировалась на протяжении многих десятилетий, стала важнейшей предпосылкой особого типа профессионального сознания учителя, в основе которого лежит твердая уверенность, что педагогу всегда точно известно, что для ребенка благо, а что вред” . Профессиональное сознание такого характера не предоставляет достаточных возможностей для понимания педагогом самоценности личности самого учащегося в организуемом педагогическом процессе. С такой точки зрения учащийся рассматривается как объект учебного процесса. Целью воздействия на данный объект является формирование в сознании учащегося определенной суммы информации, знаний. Таким образом, самоценным в профессиональной деятельности для большинства педагогов являются все же знание, информация, к которым они должны приобщить своих учеников. Процесс образования рассматривается многим учителями прежде всего как дело просвещения. Их представление о культуре связано только со знаниями, информацией как некой интеллектуальной матрицей, с которой они должны сообразовывать свою профессиональную деятельность. Между тем в свете исследований многих современных ученых (философов, педагогов, психологов, социологов) становится ясно, что культура и процесс приобщения к ней подрастающих поколений (образование) - это особое социальное пространство, в котором важны не только знания, информация, но и тип самосознания человека, его личностно усвоенное и пережитое богатство ценностей той социокультурной действительности, в которой он приобщается к определенным знаниям, в которой он формируется как личность.

Само знание является значимым, обеспечивает образование человеческой личности только в том случае, если оно “предполагает еще и идеальную объяснительно-описательную конструкцию, направленность на разгадку тайны бытия, выступает как основа духовного совершенствования, развитие внутреннего самосознания человека” [ 5, с. 24].

Таким образом, для того, чтобы гуманистическая парадигма обучения и воспитания стала преобладающей в педагогической практике и обеспечила высокую эффективность обучения и воспитания, полноценное личностное развитие школьников, современному учителю важно осознать, что высшей ценностью его профессиональной деятельности является ребенок как развивающаяся личность.

В чем же сущность самого понятия “ “профессиональная ценность”? Ценность вообще выступает как жизненный смысл человека, который определяет выбор им целей, средств, результатов и условий деятельности . Следовательно, профессиональная ценность понимается как личностный смысл выполняемой учителем в рамках профессии деятельности. От того, каковы профессиональные ценности педагога, каково его личностное отношение к ней, во многом зависит ее характер и результативность.

Гуманизация педагогического процесса как основное направление реформирования современной школы требует, чтобы высшей профессиональной ценностью педагога сегодня был ребенок, воспитанник. Главным критерием результативности работы учителя в современной педагогике определен учащийся с запущенным механизмом личностного саморазвития, то есть ученик как субъект педагогического процесса.

Ребенок является высшей профессиональной ценностью учителя, если смысл педагогической деятельности связан с позитивным отношением к воспитаннику, если ученик не рассматривается педагогом только как средство достижения каких-либо иных, кроме создания условий для развития его личности, целей выполняемой работы.

Однако в реальной жизни школы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, например, смыслом работы учителя могут быть предметные знания, которые должны быть усвоены школьниками; главным смыслом деятельности могут являться профессиональные достижения самого учителя; известны и достаточно широко распространены ситуации, когда учитель вообще не задумывается над тем, какими профессиональными ценностями он руководствуется в своей работе. Пропагандируемые в современной школе идеи гуманизации педагогического процесса так и останутся только декларациями, если основой работы учителя не станет осознание им самоценности личности ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому будущему учителю так важно познать и принять на личностном уроне эту основополагающую идею гуманистической педагогики.

Понимание педагогом уникальности и неповторимости личности каждого ученика, принятие воспитанника таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;

Забота педагога о сохранении психофизического здоровья учеников;

Обеспечение учителем максимально благоприятных условий для раскрытия творческих способностей учащихся, способствование их профессиональному самоопределению.

К.В. Гавриловец подчеркивает важность сформированности гуманной профессионально-педагогической позиции учителя в совершенствовании обучения и воспитания школьников. “Задача педагога и смысл гуманистического воспитания в школе заключаются в том, - пишет она, - чтобы помочь учащимся открыть в себе лучшее, поверить в свои силы и приобщиться к подлинным духовным ценностям. Решение этих поистине великих образовательных задач требует большой духовной самоотдачи. Такой труд под силу лишь тем учителя, которые осознали величие своей миссии - через гуманистическое воспитание учащихся поддерживать и обогащать духовный пласт отечественной культуры” [

35. 1. Личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. Формирование личности – начальный этап становления личностных свойств человека. Проблема соотношения обучения и развития. Обучение – фактор, средство, основа развития человека.

2. Развитая личность – это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру. Ребенок как субъект и объект педагогического процесса.

1. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

3.. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

2. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

3. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

4. Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

5. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

6. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А.Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Н.Х.Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П.Блонского, Л.С.Выготского и др.

В истории педагогической мысли имеются три точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития.

8. Одна из них, ставшая уже достоянием истории, была представлена американским ученым Э.Торндайком и состояла в признании обучения и психического развития как тождественных процессов. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э.Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

9. Эти взгляды разделяли У.Джеймс, Дж.Уотсон, К.Коффка, хотя природу обучения они понимали по-разному. Они полагали, что любое обучение является развивающим. Они полагали, что обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек). Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов.

10. Другая точка зрения, высказанная известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемая его школой, отрицает связь между обучением и развитием ребенка. Согласно ей, развитие последнего есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.

11. Согласно третьей точке зрения, наиболее признанной российскими учеными, обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л.С.Выготским в его концепции умственного развития ребенка. В русле идей Л.С.Выготского разрабатывали вопросы соотношения обучения и развития отечественные психологи и педагоги: С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и отразился в ее основных концепциях обучения.

2. Обучение – это не просто фактор, но и средство, и основа развития человека. Разные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения:

13. - способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П.Блонский);

14. - обучаемость, т.е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская);

15. - сочетание системности и динамичности знаний, т.е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин);

16. - перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер);

17. - чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающих (Л.В. Занков);

18. - теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

19. - фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (З.И. Калмыкова).

20. Современный уровень развития педагогики, обогащенной психологическими знаниями, позволяет сделать вывод о том, что развитие личности – это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых. Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач, которая имеет свои определенные критерии.

21. Развитая личность – это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру (И.Я.Лернер).

22. Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов: учителя и руководимых или обучающихся – учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование способности применять их в жизни, в том числе в процессе профессиональной деятельности, развитие познавательных умений, овладение компонентами культуры умственного и физического труда, формирования мировоззрения и т.д.

23. Ребенок является одновременно и субъектом, и объектом педагогического процесса. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. Субъектность обучаемых в учебном процессе тесно связана с реализацией принципа сознательности и творческой активности обучаемых.

«Детский сад и школа – единое пространство развития ребёнка»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

    Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться

    Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

    Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

    Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

воспитание нравственного человека;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

Формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

Построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Наш детский сад много лет тесно сотрудничает с татарской гимназией №14 имени Хади Атласи на основе договора и утверждённого плана работы.

Формы осуществления преемственности:

    Работа с детьми:

    • экскурсии в школу;

      посещение школьной библиотеки;

      знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

      участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

      выставки рисунков и поделок;

      встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

      ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября идут в гимназию поздравлять первоклассников, выпускников детского сада.

      совместное проведение акции «Мин татарча с өйләшәм »

    Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- классы

    круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

    проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

    педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

    Сотрудничество с родителями:

Мы проводим:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Сафиуллина Айгель Фидаисовна

воспитатель,МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 2 «Батыр»

Бугульминского муниципального райна

Республики Татарстан


От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства? В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Детский сад и семья как единое пространство развития ребенка».