Конкурсы        21.03.2024   

Почему ребенок не начал разговаривать? Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение Почему дети не разговаривают.

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Почему ребенок не говорит?

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  4. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Почему так важно своевременное развитие речи?

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

Задержка речевого развития: когда идти к врачу?

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить , пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);

с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Возраст Голосовые реакции и развитие речи

Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

5 месяцев

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

6 месяцев

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

7 месяцев

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.

8 месяцев

Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

9 месяцев

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

10 месяцев

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

11 месяцев

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

12-18 месяцев

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.

18-20 месяцев

Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).

20-22 месяца

Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

22-24 месяца

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

В нынешнее время очень часто на детских площадках и в других местах скопления молодых мамочек или бабушек детишек от 1 до 3 лет можно услышать сокрушения по поводу того, что детки сейчас совсем не такие как раньше – слишком активные и непоседливые, а вот разговаривать начинают очень поздно. Почему же так происходит?

Почему ребенок долго не разговаривает или его словесный запас чрезвычайно скуден? Может, действительно, у детей 21 века на фоне общей гиперактивности и всесторонней развитости происходит всеобщая задержка речевого развития? Что же не так, ведь при первом взгляде всё вокруг нацелено на скорейшее и всестороннее развитие малышей, в частности их речи?!

Почему ребенок долго не разговаривает, ведь он постоянно слышит речь «из телевизора»

Многие родители искренне верят, что просмотр телевизора или игра за компьютером благотворно сказываются на развитии ребёнка. Может быть, такие детки, действительно, быстрее развиваются умственно, но развитие речи заметно замедляется, так как давно доказано, что при просмотре мультфильмов и других телевизионных передач, ребёнок не воспринимает речь, обращённую к нему из телевизора, он «слышит картину» в общем и не различает чётких слов. Навык овладения самостоятельной речью в этот момент замедляется, ребёнка привлекают яркость и динамичность изображения, телевизионная речь же уходит на второй план.

Конечно, многие родители совсем не для того включают ребёнку телевизор чтобы развить его речь, а для того, чтобы он не мешал им заниматься своими делами, чтобы отвлечь его от каких-то шалостей. Конечно, для каждой мамочки её малыш всегда самый лучший и самый умный. Однако лучше уделить больше внимания ребёнку, погулять с ним, рассказывать обо всём, что ему станет интересно во время прогулки (а потом по пришествии домой ещё вспомнить, что увлекательного вы увидели или сделали), почитать книги, рассказывать ему стихи и потешки, просто поговорить обычной взрослой речью, чем потом, не сделав вовремя всего этого, спрашивать: «Почему ребенок долго не разговаривает?» и корить себя за его раннее детство, состоящее из сплошных мультфильмов и компьютерных игр.

Как влияет на малыша общение со сверстниками

Однако, есть семьи, в которых у деток табу на просмотр телевизора, ребёнок не знает что такое компьютер, родители день и ночь заняты только своих малышом, уделяют ему каждую минуту своего времени, разговаривают с ним обо всём на свете, всё нацелено на развитие ребёнка. Но вот малышу 2-2,5 года, а его словесном арсенале всего несколько несвязных слов.

Одним из главных факторов развития ребёнка является его непосредственное общение со сверстниками. Детки с раннего возраста, обязательно должны общаться между собой, слышать лепет, звуки, речь, словесные навыки друг друга. Они обязательно будут повторять друг за дружкой, ведь в этом возрасте они учатся копировать, подражать, передразнивать, что само по себе очень способствует появлению у ребёнка собственной речи. Особенно, если один ребёнок уже хорошо говорит, а второй ещё только начинает произносить отдельные слова — им очень полезно находится вместе, ведь «начинающий говоритель» обязательно будет подражать более разговорчивому, у деток очень развит «стадный инстинкт».

Ещё 25-30 лет назад мамочки очень рано выходили на работу, в год или полтора детки уже были сданы в «ясли-сад», где их развитием весь день занимались воспитатели и нянечки, они всегда были в коллективе, всегда заняты (заметьте, никакого телевизора, только живое общение), и, судя по воспоминаниям наших бабушек, в 2 года уже грамотно строили предложения! Сейчас очень проблемно сдать ребёнка в детский сад раньше 2-2,5 лет, в идеале деток принимают с 3 лет. Получается, до наступления этого возраста дети остаются лишенными коллективных навыков, в том числе, тормозится развитие речи, которое при возникновении того самого «стадного инстинкта», интереса повторения за другими, возникает гораздо быстрее.

Особенности обучения речи гиперактивного ребенка

Особенно трудно приходится родителям, чьи дети отличаются так называемой гиперактивностью. Здесь, даже при всём желании родителя заниматься только ребёнком, читать ему книги, рассказывать стихи и сказки, ребёнка попросту невозможно усадить и успокоить. Такие дети мчаться куда глаза глядят, они невнимательны, неусидчивы, поверхностны и неутомимы. Этим деткам необходимо помогать успокаиваться — играть в нешумные игры, не слушать громкую музыку, всем своим видом излучать спокойствие, говорить с ребёнком, глядя ему в глаза, чтобы он видел вашу артикуляцию, мимику.

Влияет ли питание на то, что ребенок долго не разговаривает?

Пару слов о современном питании. Конечно же, наша экология со временем не улучшается, а значит и продукты, выращенные в условиях такой экологической ситуации полезнее не становятся. Нас окружает всё искусственное и синтетическое. Сколько труда будет составлять найти для ребёнка настоящий, натуральный йогурт, кефир или творог, особенно в больших городах, мегаполисах (ведь сделать его в домашних условиях сможет не каждая мамочка). Этот фактор может также стать причиной того, что ребенок долго не разговаривает или разговаривает плохо.

Качество питания малыша, как и его матери во время беременности, прямо пропорционально влияет на его умственное и речевое развитие. Конечно же, все детки разные, и что применимо к одному, недопустимо для другого; поэтому и не существует определённых, точных рамок развития речи у малышей. Как говориться «Научите ребёнка слушать, а говорить он научится сам».

Как научить ребенка разговаривать? Советы логопеда Как играть с грудничком? Кризис первого года жизни ребенка Как выбрать игрушку для 10 месячного малыша

Если ребенок не говорит в 3 года, то необходимо ознакомиться с причинами этого явления... Только с регулярными занятиями появляются результаты улучшения...

Многие дети в возрасте трех лет уже учат стихи, запоминают сказки. У них развита речь, и поэтому такому малышу будет намного проще получать знания в школе, а также развиваться в дальнейшем. Значит, это нормальное развитие ребенка, поскольку в этом возрасте малыши должны говорить. Но есть дети, которые в три года еще не могут этого делать, и планировать их дальнейшее развитие достаточно сложно. Мальчик может заговорить позже по сравнению с девочкой. Родители обеспокоены за свое чадо, они не знают, как справиться с этой проблемой. Доктор Комаровский полагает, что у детей есть свои сроки развития. Если ребенок не говорит в 3 года, то необходимо ознакомиться с причинами этого явления. Найти выход в этой ситуации поможет специалист.

Причины молчания

Сейчас рождается много детей с какими-либо нарушениями. Одно из них связано с речью. Почему ребенок плохо говорит? На это влияет активность. Физически развитый малыш стремится больше узнать окружающий мир, и поэтому он быстрее начинает произносить слова. Доктор Комаровский в своих трудах описывает множество факторов, влияющих на нормальное речевое развитие. На основе этого даются практичные рекомендации по лечению. Причины, которые обязательно надо учитывать родителям, бывают следующими:


Выявить, почему молчит малыш, могут специалисты. Есть мнение, что развитие речи происходит в обществе сверстников. В некотором смысле это действительно так, но надеяться на то, что данная проблема решится сама собой, не стоит. Если ребенок плохо говорит в три года, то необходимы эффективные методы решения, иначе в дальнейшем восстановить речь будет еще сложнее.

К кому обращаться?

Доктор Комаровский ведет передачу по развитию детей. Он дает много советов родителям по этому вопросу. К кому же нужно обращаться, если ребенок в 3 или 4 года еще не говорит? Педиатр выявит нарушения, и даст направления к другим специалистам. Логопед проводит тестирование, по которому определяется степень развития речи. Для выявления точного диагноза может потребоваться посещение психоневролога.

Тематический материал:

Лор проверит, есть ли нарушения слуха. Возможно, требуется эффективное лечение. Невропатолог выполнит стандартные процедуры по выявлению заболеваний нервной системы. Психолог определит, есть ли отклонения в эмоциональном состоянии. Сурдолог проверит малыша на проблемы со слухом. Если все в порядке, то нужно дома проводить больше занятий на развитие. При наличии проблем со здоровьем надо устранять причину недуга.

Чем помочь малышу?

Доктор Комаровский считает, что в 3 года можно назначать процедуры, исходя из индивидуальных особенностей организма. После этого ребенок должен начать говорить. Причем методы используются независимо от того, мальчик или девочка имеет нарушение.

Если ребенок плохо разговаривает или молчит, то необходимо обратиться к врачам. Помочь могут такие специалисты, как отоларинголог, дефектолог, психолог, психиатр. При отсутствии нарушений родителям нужно развивать малыша. Необходимы следующие меры:


Эффективные занятия

Каждый родитель с ребенком в 3-4 года должен активно заниматься. В этом важна регулярность, и тогда результат наступит очень быстро. Будут полезны комплексные занятия. Нужно расклеить по дому картинки, чтобы они были видны ребенку. Это могут быть сказочные герои, фрукты, какие-то предметы. Их наличие мотивирует детей разговаривать. Родителям следует рассказывать и показывать, что нарисовано.

Прекрасно подходит . Для этого есть множество книг, после занятий с которыми малыш должен заговорить. Родителям надо читать книжки вслух, что развивает много качеств человека. Полезны танцы с детьми и пение песен. Эти мероприятия помогут научиться разговаривать даже молчунам. Дома можно устраивать конкурсы. Благоприятно воздействует зарядка для языка.

Речевые упражнения

Чтобы развить речь малыша, необходимы специальные упражнения. Их можно делать в свободное время. Через несколько занятий появляются результаты. Необходимо научить дитя улыбаться, имитировать голоса животных, различать звуки, петь песни. Для этого есть много развивающих игр. Все это можно выполнять вместе с детьми.

Не существует полностью универсальных методов решения проблемы. Каждый малыш индивидуален. Один начинает разговаривать в 1,5, а другой только в три года. Этот процесс должен начаться как можно раньше, чтобы в дальнейшем не возникало сложностей со становлением других качеств. А родителям нужно следить за всеми особенностями развития.

Первые слова ребенок произносит в возрасте около года, и родители ожидают, что к двухлетию у малыша обогатится словарный запас, сформируется связная речь из предложений в 2-4 слова. Но так складывается не всегда, и если в 2 года малыш не разговаривает, рекомендуется не пускать дело на самотек. Необходимо выявить причины и начать активные занятия.

Как развивается речь

Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов:

  • довербальный (от рождения до годика), во время которого младенец прислушивается к речи близких, следит за артикуляцией, пытается воспроизводить услышанные звуки, включается в диалог (с полугодовалого возраста);
  • возникновение речи (с годика до трех лет), когда у ребёнка формируется связь между словами и объектами, действиями, признаками, которые они обозначают, в этом возрасте он учится свободно понимать речь и отвечать предложениями;
  • развитие речевого общения (от 3 до 7 лет), на этом этапе осваиваются абстрактные понятия, расширяется словарный запас.

С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ним не сюсюкая, не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии.

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, ;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства.

Причины задержки развития речи

В число неврологических проблем входят:

  • недоразвитие либо поражение мозга и/или ЦНС в ходе внутриутробного развития, в процессе либо после родов;
  • хронические заболевания матери, вредные привычки;
  • длительный токсикоз, угроза выкидыша у матери;
  • гипоксия плода;

  • употребление матерью во время беременности и лактации противопоказанных лекарств, в том числе антибиотиков;
  • родовая травма;
  • недоношенность или переношенность;
  • инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы младенца.

Физиологические причины. К ним относится:

  • врожденные либо приобретенные проблемы со слухом;
  • недоразвитие речевого аппарата (недостаточное развитие лицевых и челюстных мышц служит причиной нарушения артикуляции).

Задержка интеллектуального развития. На темпах развития ребёнка, в том числе на становлении речи, сказываются генетические патологии.

Генетическая предрасположенность. За речевую деятельность отвечают определенные клетки нервной системы, по наследству может передаться склонность к их медленному росту.

Аутизм. Нарушение развития головного мозга так же оборачивается задержкой речи, отказом ребенка от общения.

Если здоровый, физически развитый ребенок в 2 года еще не разговаривает либо очень плохо говорит, причины имеют социальный характер:

  • родители не уделяют времени малышу, не общаются с ним;
  • из-за гиперопеки у ребёнка отсутствует потребность в речевом общении – ему достаточно показать жестом на желаемое или начать капризничать;
  • неблагоприятная обстановка, стрессы, испуг;
  • госпитализация в отрыве от мамы;
  • билингвизм (использование двух и более языков в семье);
  • негативное отношение к речи из-за упрямства и независимости характера, почему ребенок «из принципа» не реагирует на попытки взрослых заставить его говорить, повторять слова или отвечать на вопросы;
  • накопление словарного запаса – такие дети молчат до 2-3 лет, а затем сразу начинают говорить развернутыми предложениями.

Действия родителей

Что делать, если вас беспокоит отсутствие внятной речи у ребёнка в 2-2,5 года? В первую очередь обратитесь к врачам, чтобы исключить физиологические и неврологические причины.

В случае, когда с физическим здоровьем ребёнка все благополучно, постарайтесь создать благоприятные условия для того, чтобы малыш стал активнее разговаривать. Неврологи и логопеды отмечают, что современные дети в среднем позже начинают хорошо говорить по сравнению с поколением, родившимся 10-15 лет назад. Поэтому можно просто подождать, пока малыш не станет немного постарше.

Почему многие сегодняшние дети в 2 года плохо говорят? Это происходит из-за того, что родители стали меньше разговаривать с малышами, занимают их развивающими играми на компьютере, мультиками.

Если у вас есть желание научить своего ребёнка хорошо говорить, потребуется:

  • обойтись без акустического фона в квартире в виде включенного телевизора или радио;
  • ограничить время на просмотр малышом мультиков и игры на компьютере;
  • больше общаться с малышом;
  • делать с ним специальные логопедические упражнения;
  • поставить ребёнка в такие условия, чтобы ему требовалось использовать вербальное общение;
  • развивать мелкую моторику.

Комплексный подход позволит научить малыша связной речи, наладить дикцию, если он плохо выговаривает слова.

Работаем пальчиками

Давно установлено существование связи между работой пальцами рук и развитием речи малыша. Ребенок раньше начнет говорить, если с полугодовалого возраста развивать его мелкую моторику. Ему необходимо трогать предметы с различной фактурой, перебирать крупные бусины или пуговицы, делать колбаски и шарики из пластилина, или узелки и т.д. – подбирайте занятия, соответствующие возрасту малыша.

Хочешь получить? Попроси!

Если малыш плохо говорит, ему необходимо как можно больше практиковаться. Заставляйте ребёнка вербализировать свои просьбы и пожелания – рекомендуется делать вид, что не понимаете его жестов и мимики. Помогайте ему расширить словарный запас, всегда старайтесь вывести на диалог.

Обучающие методики

Научить ребёнка хорошо говорить помогут уроки, которые родителя должны проводить ежедневно:

  • Игры с картинками. Выберите несколько красочных иллюстраций и каждый день показывайте их малышу. Указывайте на объекты, которые изображены на картинках, и четко произносите их названия («это – кошка», «это – домик»). Потом просите повторить слова или спрашивайте «что это?», показывая на картинку. Но не настаивайте на непременном ответе – излишний нажим на ребенка может обернуться отказом от общения.
  • Кукольные спектакли. Используя пальчиковых кукол, подготовьте короткие инсценировки с понятными для малыша словами. Следите, чтобы при показах текст был одинаковым. Иногда «забывайте» слова, чтобы вызвать у малыша желание подсказать.
  • Использование стихов, песен, потешек. Выучите или читайте крохе простые веселые стихи, лучше всего такие, где предусмотрен диалог. Задача – спровоцировать малыша отвечать или вставлять «забытые» слова. Больше читайте и пойте песенки – крохе важно слушать речь с правильным произношением слов.

Обучающие мультфильмы и игры

В Интернете и на прилавках магазинов можно найти ярки, музыкальные игры и мультфильмы, которые помогут научить малыша произносить звуки и слова, расширить его словарный запас. Но не надо делать из видео- и компьютерного материала основную обучающую базу для ребенка, который не хочет говорить – это лишь вспомогательный инструмент.

Упражнения для развития речевого аппарата

С малышом старше года полезно делать артикуляционную гимнастику, особенно если он плохо разговаривает:

  • губы складывают трубочкой и дуют – сначала слабо, потом сильно;
  • высовывают язык и водят им из стороны в сторону;
  • помыв ручки, берутся за высунутый язык обеими руками и тянут его вниз (помогает растянуть короткую уздечку);
  • цокают языком, меняя темп;

  • проводят кончиком языка по небу вперед, к зубам, а затем быстро прячут язычок;
  • надувают щеки и резко выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой;
  • стараются достать нос кончиком языка;
  • чистым пальчиком несколько раз быстро-быстро проводят по губам сверху вниз, сопровождая действие голосом (должно получиться «брррр»), потом это же действие повторяют с кончиком расслабленного языка (поможет адаптировать язык к произношению звука «р»).

Новые впечатления

Важно не просто выполнять упражнения и научить малыша, который пока плохо разговаривает, правильно произносить большое количество слов. Необходимо вызвать в нем желание вербально общаться – в этом случае он станет охотно осваивать сложные речевые конструкции, активно пополнять словарный запас.

Для этого знакомьте ребенка с новыми для него местами и объектами, участвуйте в мероприятиях, о которых ему захочется рассказать. И старайтесь как можно больше общаться с малышом.