Новый год        16.02.2024   

Старшая группа неделя сказок нод. Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Сказки

Лидия Дмитрюхина
НОД в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель : Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие .

Задачи :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу;

Закреплять знание сказок , героев; строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением, развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки; уточнять и расширять словарный запас, закреплять умение подбирать антонимы.

Формировать умение придумывать продолжение к сказкам , соотносить пиктографические изображения с героями сказок .

образовательной деятельности

Звучит негромкая народная мелодия. Дети проходят, встают в круг.

Воспитатель. Мы стоим, рука об руку,

Вместе мы большая сила.

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Ребята, я знаю, что вы любите русские народные сказки . Назовите пожалуйста, свою любимую сказку . (Ответы детей)

А как можно сказать о сказке ? Какая она?

(Волшебная, чудесная, забавная, умная, интересная, добрая, загадочная, мудрая, радостная, поучительная)

Ребята, а скажите, почему сказки называются народными?

(Потому, что их сочинил народ)

Верно. И так, мы с вами поведем сегодня разговор о русских народных сказках . Но прежде давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику «Любимые сказки »

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем сказки называть :

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок,

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса,

Не забудем Сивку – Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар – птицу сказку знаем ,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят,

Этим сказкам каждый рад .

Очень хорошо ребята! Молодцы!

Отправимся друзья

В чудо сказку – вы и я ,

В театр кукол и зверей

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не пересчесть !

Игра «Угадай сказку »

(На экране поочередно появляются иллюстрации сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» , «Гуси-лебеди» , «Зимовье зверей» , «Заюшкина избушка» , «Лисичка со скалочкой» , «Жихарка» .

В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно !

Физкультминутка «Сказки »

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться)

Посмотрите –ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

А из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» )

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки .

Называйте, посмелей,

Этих сказочных друзей !

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать .

(Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее )

Воспитатель в это время читает стих, звучит тихая музыка.

Трудно сказочку сложить ,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Какая у вас получилась сказка ?

А у вас? А у вас какая сказка ?

Молодцы! Сложить сумели!

А сейчас мои ребятки

Будем сказки вспоминать ,

Будем в сказки мы играть .

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Репка»

Быстро справиться сумели. Молодцы!

Вы наверное устали. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в подвижную игру.

Подвижная игра «Колобок»

Воспитатель. А вы знаете поговорку о сказках ?

(«Сказка ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок» )

Очень хорошо. Скажите, а за что вам нравятся сказки ?

(Мне нравятся сказки за то , что там герои добрые, верные и смелые, помогают добру победить зло)

Ребята, а чему учат сказки ?

(Сказки учат добру )

Расскажите пословицы о добре

«Не хвались серебром, а хвались добром»

«Доброму - везде добро»

«Добра желаешь, добро и делай»

Ну какие же вы молодцы! Я думаю все вы очень добрые.

Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию и назовите, как называется эта сказка ?

(Ответы детей)

Правильно – это сказка «Лиса и журавль»

Ребята, а вы помните, как закончилась эта сказка .

(Ответы детей)

Да, правильно, в конце сказки говорится «С тех пор дружба у лисы с журавлем врозь» . Какой печальный конец у этой сказки .

А давайте подумаем, что мы можем сделать для лисы и журавля, что бы их помирить, чтобы сказка закончилась по-другому?

Назовите посуду, из которой было удобно кушать журавлю?

(Ответы детей)

Ребята, я могу сделать вывод, что для журавля удобной будет глубокая посуда.

А назовите, из какой было удобно кушать лисе?

(Ответы детей)

Значит, лисе буде удобно кушать из мелкой посуды.

Сейчас я предлагаю вам украсить посуду для наших героев. Подойдите к столам. Девочки будут украшать для лисы мелкую посуду, а мальчики для журавля – глубокую посуду. Девочки, какая у вас посуда? А у вас мальчики?

(Дети украшают посуду, звучит тихая музыка)

Какая замечательная посуда у вас получилась! Очень красиво!

Ребята, посмотрите, а наши герои помирились. И это мы с вами помогли им это сделать.

Воспитатель За ум и за смекалку

Сказать спасибо вам хочу !

И за доброту за вашу

Поиграть с вами еще хочу

Игра «Дополни имя сказочного героя »

Сивка - … (Бурка)

Крошечка - … (Хаврошечка)

Баба - … (Яга)

Царевна - … (Лягушка)

Гуси - … (Лебеди)

Жар - … (Птица)

Иван - … (Царевич)

Лиса - … (Патрикеевна)

Воспитатель Верить в сказку – это счастье ,

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Анна Диян
Конспект НОД «Путешествие в страну сказок»

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ

Тема НОД : «Путешествие в страну сказок »

Цель : Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Образовательные :

1. Учить детей узнавать знакомые сказки , сказочных героев .

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками , связную речь).

Развивающие :

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные :

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа : активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы) .

Материал к НОД : мяч, «Волшебный сундучок» , в нем Колобок, карточки-схемы к сказке «Колобок» , рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятами» , «Заюшкина избушка» , листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.

Предварительная работа : чтение сказок , речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше) .

Форма работы : групповая (индивидуально-коллективная) .

Тип НОД : комплексное занятие творческого применения знаний и умений детей.

Методы и приёмы : наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

I этап. Организационный

1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки) .

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй – небо голубое,

Здравствуй – легкий ветерок,

Здравствуй – маленький дружок,

Здравствуй – утро,

Здравствуй – день,

Нам здороваться не лень.

II этап. Мотивационный

Фея : Вы узнали меня, ребята? Кто я? Правильно, я – волшебная сказочная фея ! И сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам . Хотите отправиться в такое путешествие ? А сказки-то вы знаете ? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм» ) .

Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

Кто съел козлят?

Кто пришел в гости к медведям?

В какой сказке дед бил , бил яичко и не разбил?

Что выросла «Большая – пребольшая» ?

Что случилось с ледяной избушкой?

В какой сказке кот спасал петушка ?

Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Воспитатель : молодцы ребята, сказки хорошо знаете . Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок (дети садятся на стульчики) .

Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок) .

Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка) .

Это кто? (Колобок)

А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный) .

А что еще бывает такое же? (метод анализа) .

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

Что случилось с Колобком? (ответы детей) .

Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из сундучка листы-схемы

Задание : посмотреть на схемы и сказать , какая сказка в них спряталась ?

(«Клобок» )

А лисичка какая в сказке ? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая) .

А петушок, какой? (любопытный, доверчивый, голосистый) .

А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий) .

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.

Что это? (рукавичка)

А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная) .

А из чего она сделана? (из ниток, из ткани) .

А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .

Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее) .

А кто жил в рукавичке?

Почему они там жили?

Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

(метод эмпатии) .

Воспитатель спрашивает у ребенка :

Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного) .

5. Физкультминутка.

Дружным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, ну-ка вместе делай так :

Раз-мы встали, распрямились,

Два-согнулись, наклонились,

Три-руками три хлопка,

А четыре – под бока.

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6. Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

Кто здесь живет? (Коза с козлятами)

У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)

Почему козлята попали в беду? (были непослушными)

А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый) .

А какая была мама Коза? (добрая, заботливая) .

А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо» ). (хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо-оставляла козлят одних) .

7. Дид. Игра «Кто чем будет» .

Воспитатель достает из сундучка :

Дощечка-стол, стул, теремок…

Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек-шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семена-цветочком, редиской…

8. Воспитатель достает из сундучка зайчика - он плачет.

Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

(его лиса выгнала из дома) .

А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(метод проб и ошибок)

А как можно развеселить зайчика? (ответы детей) .

IV этап. Рефлексивный

Наше путешествие подходит к концу . Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей) . А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись) .

А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку ) .

ольга зуйкина

Цели :

Учить использовать в речи слова и выражения , необходимые для характеристики персонажей.

Способствовать формированию развернутого связного высказывания , умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.

Уточнение и расширение глагольного словаря.

Образование имен прилагательных от имен существительных

Развивать общую моторику и координацию речи с движением .

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая) .

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход занятия:

Воспитатель : К нам на занятие пришли гости , давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : Присаживайтесь. Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки . А вы любите сказки ?

Дети : Да.

Воспитатель : Из какой русской народной сказки эти герои . Отгадайте загадки.

* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси )

* Оно высоко и ветвисто. Весною зеленеет быстро. Красивым зацветает цветом. Украшено плодами летом. Зимой же голое стоит и неприглядное на вид. (Яблоко с яблони)

* Бабушка седа - бела, зимой каждому мила. Из трубы колечки – это дым из нашей (печки)

* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)

* Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .

Воспитатель : Ребята, героев какой сказки вы отгадали ?

Дети : Гуси – лебеди

Воспитатель : А почему эта сказка называется русской народной?

Дети : Потому что эту сказку придумал русский народ.

Воспитатель : Как начинаются русские народные сказки ?

Дети : "Жили - были"

Воспитатель : Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку ?

Дети : Да.

Воспитатель : Я хочу узнать, внимательно ли вы когда-то слушали, смотрели сказку «Гуси-лебеди » . Предлагаю вам послушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут, то вы должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорим хором : «Да, да, да» и хлопаем в ладоши.

* Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .

* Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Где ошибка?

Ответы детей.

* Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Почему нет?

Ответы детей.

* Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .

* Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .

* Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Где здесь ошибка?

* Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : А какая в этой фразе ошибка?

* Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .

Воспитатель : Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно.

Воспитатель : Дети, кто похитил мальчика?

Дети : Гуси-лебеди .

Воспитатель : Кто такие гуси-лебеди ? Добрые они или злые?

Дети : Злые птицы.

Воспитатель : Слуги бабы Яги, её помощники, злые птицы, крадущие детей.

Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей - лебедей.

Гуси – лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)

На лужайку тихо сели (присели на месте.)

Походили (ходьба полуприседя.)

Поклевали (наклоны перед собой.)

Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев.)

Гуси – лебеди летят , крыльями шумят (ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и опусканием вниз, держа осанку.)

Прогнулись над водой (наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны – назад.)

Качают головой (повороты головы.)

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на воду садятся (сесть на место.)

Воспитатель : В этой сказке беда приключилась . Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика.

Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?

Дети : Страх, боль, горе, печаль.

Воспитатель : Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ну, тогда начнем! Что бы найти дорогу, нужен план-карта.


Садитесь за столы. Найдите на листке красную точку. Что возле нее нарисовано?

Дети : Печка.

Воспитатель : Сначала нам нужно дойти до печки. Соедините красную точку с синей точкой. Что нарисовано?

Дети : Яблоня.

Дети : Речка.

Воспитатель : Потом мы отправимся к речке. Зеленую точку соедините с черной точкой. Что нарисовано?

Дети : Избушка на курьих ножках.

Воспитатель : Затем мы пойдем к избушке.

Дети выполняют задания на листе.

Воспитатель : Давайте рассмотрим план – карту под лампой.


У всех получился такой план?.

Дети : Да.

Воспитатель Теперь у нас есть план, и мы можем отправляться в путь.

Дружно за руки возьмемся

И по кругу мы пройдемся.

Все шагаем не спеша,

Ногу ставим мы с носка.

По дорожке мы пойдем,

Да притоптывать начнем.

Ровно держим спинку,

Прямо как тростинку.

А теперь мы поспешим,

В лес волшебный побежим.

Воспитатель : Давайте ласково поздороваемся с печкой.


Дети : Здравствуй, печенька!

Воспитатель : Ребята, чем печка угостила Машеньку?

Дети : Печка угостила Машеньку пирожками.

Воспитатель : Из каких продуктов делают тесто для пирожков?

Дети : Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо; мука получается из зерна.

Воспитатель : Как вы думаете, с чем могут быть пирожки?

Дети : Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т. д.

Воспитатель : Молодцы!

Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.

Дети : Здравствуй, яблонька!

Воспитатель : Как у наших, у ворот,

Чудо-яблонька растет,

А на ветках кофты, брюки,

Подставляйте дети руки,

Ну-ка, срочно, дай ответ,

Так бывает или нет?

Упражнение «Есть – нет» .

Поможем яблоньке убрать вещи.

(Сапоги – нет сапог, майка – нет майки, брюки – нет брюк, платье – нет платья, свитер – нет свитера, шапка – нет шапки.)


Воспитатель : Яблоки - это овощи или фрукты?

Дети : Фрукты.

Воспитатель : Какие еще фрукты вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель : В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?

Дети : Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.

Воспитатель : Молодцы, ребята! В чистом поле есть река, к ней спешите вы друзья. Поздоровайтесь ласково с рекой.

Дети : Здравствуй, реченька!

Воспитатель : Как вы понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?

Дети : В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель : Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение .

Еще в сказке лес , в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему?

Дети : Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. .

Воспитатель : Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

В дремучем лесу водятся разные звери, какие?

Дети : Волки, лисы, медведи.


Воспитатель : В темном лесу есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)

Слайд 8(1)

Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б. Я. и на место)

В той избушке есть старушка , (козырек вправо, влево)

Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)

Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соед. б. и указ. палец)

Как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)

Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)

Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)


Воспитатель : Ребята, Баба-Яга в сказке добрая ?

Дети : Нет, Баба Яга в сказке злая .

Воспитатель : Она молодая?

Дети : Нет, старая .

Воспитатель : Она красивая?

Дети : Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.

Воспитатель : Баба Яга сердитая. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем.

Дети : Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая,

милая, гибкая, стройная, забавная, скромная, ослепительная.

Воспитатель : Посмотрите, Бабушка –Яга, как похорошела.

Дети : Да.

Воспитатель : Давайте ее попросим отпустить Иванушку домой.

Какие волшебные слова вы знаете?

Дети : Милая баба-яга, отпусти пожалуйста Иванушку домой.

Воспитатель : А теперь мы поспешим, в детский сад мы побежим. До свидания Баба Яга. Смотрите, Баба-Яга не обманула, мальчик уже дома.


Подведение итогов занятия .

Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси- лебеди » ?

Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым

интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было

самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА №1

Ребята, обратите внимание, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Скажите вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете?

Как называются люди, которые играют в театральных постановках?

А вы хотели-бы стать актерами?

Для того, чтобы стать хорошим актёром, нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну, в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры. - Эта страна СКАЗОК И ФАНТАЗИИ!

Чтобы попасть в эту страну, нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА №2

Появляется чудо-дерево

Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Смотрите, какое- то дерево перед нами появилось.

(Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами)

Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды с интересными заданиями. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.

Начнём. Катя, срывай первый плод.

Задание: «Покажи мимикой и жестами».

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно!

Ой-ой-ой! Как ужасно!

Я боюсь, боюсь, боюсь,

Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!

Работать мне не лень!

Со мной мои друзья

И песенка моя!

Молодцы, вы всё правильно показали.

А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит, мы можем подойти к чудо-дереву и сорвать второй плод.

Задание: «Произнеси чистоговорку»

-«От топота копыт, пыль по полю летит».

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить.

А теперь произнесём её то быстро, то медленно.

Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания?

Предлагаю вам сорвать третий плод.

Задание: «Волшебные превращения»

Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу?

Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.

ВКЛЮЧИТЬ МИНУСОВКИ ЖИВОТНЫХ №3, 4, 5.

Вы правильно изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес.

Предлагаю вам сорвать четвёртый плод. Что же за задание в нём?

Задание: «Живой оркестр»

Ребята, как вы думаете, какие звуки могут издавать наши руки и ноги?

Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр». Артём будет хлопать в ладоши, Оля будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами?

Приготовились, как только зазвучит музыка, начинаем выполнять движения.

ФОНОГРАММА№6 «Живой оркестр».

Молодцы! Какой замечательный у нас получился «Живой оркестр».

Срываем последний плод.

Задание: «Покажи сказку».

Слушайте загадку!

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите. Как зовут ее?

Покажем драматизацию сказки про

«Красную шапочку на новый лад».

Ребята, а что значит на новый лад?

Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки, лягушки? Ну вот, роли мы распределили, актёры пойдут в гримерную переодеваться.

А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.

Инсценировка сказки.

Молодцы актёры, А вам зрители понравилась сказка?

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Вот мы и вернулись в детский сад!

Ребята, а где мы сегодня с вами были?

Какую сказку драматизировали?

Сложно быть артистами?

Сложно изображать животных?

Сложно проговаривать чистоговорки?

У вас всё получилось,молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Богородский детский сад Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Как хорошо мы знаем сказки!»

Выполнила: воспитатель

Кушникова Наира Егишевна

Непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада

Образовательная область : развитие речи

Тема : «Как хорошо мы знаем сказки

Используемые технологии – мнемотехника (мнемотаблицы)

Цель : углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках , активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев .

Задачи :

ОО «Познавательное развитие »

Закреплять представления детей о книгах;

Систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов.

- развивать память , мышление, наблюдательность, внимание.

ОО «Речевое развитие »

Активизация словаря через новые слова, пословицы и поговорки.

- развивать связанную речь , за счет описания сказки , ответов на вопросы.

- развивать умение давать описательную характеристику героям.

Активизировать словарь прилагательных слов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие »

Стимулировать интерес к образовательной деятельности;

- развивать умение слушать друг друга;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

- развивать умение выполнять различные игровые задания

- развивать коммуникативные навыки

ОО «Художественно-эстетическое развитие »

Способствовать развитию образного мышления , художественных образов.

Воспитывать аккуратность в работе

Воспитывать интерес к художественной литературе

Методические приемы : вопросы, загадки, упражнения, игры, задания

Демонстрационный материал : книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев , цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.

Раздаточный материал : картинки с изображением сказок , сказочных персонажей , картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход работы:

Организационный момент :

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас не обычное занятие , к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.(книга)

Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают, про что рассказывают , о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу, и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?

Ребята, а почему говорят : "Книга – источник знаний". (Дети отвечают)

Воспитатель : Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают об интересном . О чем может рассказывать книга ? (Дети отвечают)

Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей :толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками )

Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)

Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)

А кто запомнил как называются картины в книжке? (иллюстрации)

Воспитатель : с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи , загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать :

Золото добывает из земли, а знания - из книги.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга – лучший друг .

Сюрпризный момент : под музыку выходит баба яга. Говорит : «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете ! Точно не знаете ! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете ! И книжечек у вас тут много. Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, оставляет цветик- семицветик).

Воспитатель : ну вот прилетела, сказала , что мы ничего про сказки не знаем , книжки наши забрала, а мы так старались ! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла . Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев , а цветик семицветик нам поможет!

Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем :

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

Физ. минутка :

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка . (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (наклоны)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики» )

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились со вторым заданием!

Воспитатель :

Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки . Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.

Дети говорят название сказки . По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди» ).

Воспитатель : Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили ! А третье?

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с третьим заданием!

Воспитатель : А теперь вспомним героев сказок ! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)

2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)

3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А . С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке .)

4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш . Перро «Золушка» .)

5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)

6. Не люблю грязь, немытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)

7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка» .)

8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

Воспитатель : Какие вы молодцы сказочных героев знаете !

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!

Воспитатель :


А какие герои бывают? (добрые и злые)

Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)


Девочки, а вы опишите мне Золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)

Воспитатель : А в пятом задании нам придется подвигаться.

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с пятым заданием!

Физ. минутка :

На лужайке поутру Дети становятся в круг

Мы затеяли игру берутся за руки.

Я подснежник, ты вьюнок Правая рука вперёд

Становитесь в наш венок Левая рука вперёд. Взяться за руки.

Раз, два, три, четыре – 4 шага назад, расширяя круг

Раздвигайте круг по шире

А теперь мы - ручейки Бег по кругу, взявшись за руки.

Побежим вперегонки

Прямо к озеру спешим Делают круг максимально большим

Станет озеро большим

Становитесь в круг опять Идут по кругу

Будем в солнышко играть

Мы весёлые лучи Тянуться на носочках, поднимая руки вверх

Мы резвы и горячи. Прыжки на носочках.

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с шестым заданием!

Воспитатель : смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям , давайте определим,что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки !

Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскачил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки,пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).

Воспитатель : Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.

Дети говорят :

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!

Воспитатель : давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!

Садимся на коврик читаем письмо :

«Дорогие дети старшей группы Богородского детского сада , я была не права! Оказывается вы всё знаете : сказки , книжки, героев сказочных ! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!

Я к вам обращусь товарищи дети :

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша любимая бабушка Яга!

И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями

Итог занятия

Ребята что мы сегодня вспоминали?

А какие задания вам понравились больше всего?

А для чего все-таки нужны книжки?

А что больше всего любят читать дети?

А из какой сказки приходила Баба Яга ?

Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки

Бабушки –Яги!