Поделки         26.01.2024   

У ребенка появился воображаемый друг. Что делать? Воображаемый друг у ребенка: стоит ли беспокоиться? Играет с вымышленными друзьями

Вопрос психологу

Здравствуйте.Меня зовут Снежана мне 14 лет.У меня очень мало друзей,лучшей подруги(друга)нет.И вот вдруг у меня появился воображаемый друг.Мне с ним было очень весело и интересно.Он мне казался очень реальным.Я даже для него создала email в социальной сети.Таким образом я стала обманывать не только себя но и других.Мне даже казалось что он реален и что я реально переписываюсь с ним,хотя на самом деле я разговаривала сама с собой.Однажды одного друга мне стало мало и в моем сознании появилось еще трое.И вот мне это надоело и я удалила их,представила как будто они уехали и больше не вернуться.Можно сказать я решила свою проблему..Но теперь мне еще хуже мне кажется что от меня оторвали частичку моей души,мне плохо и хочется плакать.Что со мной?Я схожу с ума?

Ответы психологов

Добрый день, милая Снежана.

У меня, как профессионала

в области тяжелых психопатологий

и опытом работы с очень тяжелыми расстройства,

есть две гипотезы про Ваш способ справляться с одиночеством.

Первая гипотеза:

Это фантазия обычного подросткового возраста . Вы одиноки и Вам нужно с кем-то общаться - и Вы выдумываете воображаемых друзей.

И гипотеза звучит так: Вы одинокий подросток и используете целительную силу воображения для того чтобы снизить степень фрустрации от отсутствия социального общения.

Что указывает на эту гипотезу?

  • Вам 14 лет - вы подросток .
  • Фантазия близка к реальным психологическим потребностям Вашей души:

Нет друга, нужен друг - и - я его придумываю. Такие фантазии часты в детских домах, когда дети выдумывают себе воображаемых родителей.

  • У Вас критичное отношение к воображенным друзьям: вы помните, что это Вы их выдумали, вообразили .

Таким образом, первая гипотеза, возможно верна потому что у ВАС есть:

  1. Неудовлетворенная потребность в общения.
  2. Фантазия, фантазирование является неотъемлемой частью нормально развивающейся детской личности. Особенно это характерно для акцентуированных личностей: шизоидов, истерики, психоастеники.
  3. Есть критическое отношение к фантазии.

Вторая гипотеза:

Звучит так -

Патологическое (бредоподобное) фантазирование.

Для подтвержедения этой гипотезы Ваше поведение должно удовлетворять следующим признакам:

  1. ЕслиРебенок выбивается из соициума - прекращает общаться с окружающими.
  2. Если Фантазии вычурные, странные, причудливые, необычные.
  3. Если Фантазии не соответствуют возрасту. Например, для подростком харктерно любовное фантазирование. Подростки придумывают себе любимых и фантазируют о любви .
  4. Для бредоподобного фантазирования харктерно яркость, живость, красочность образов.
  5. Должны быть еще дополнительные симптомы, чтобы можно было бы диагностировать тяжелую патологию фантазирования.
  1. Бродяжничество.
  2. Протестное поведение.
  3. Пристрастие к алкоголю, курению.
  4. Воровство.
  5. Трудности в учебе.
  6. Деперсенолизации
  7. Навязчивости
  8. Немотивированные страхи , фобии .
  9. И другие симптомы которые могут указывать на раннюю шизофрению.

Резюме по второй гипотезе:

В Вашем письме я не увидел ни одного из симптомов, где бы Вы описывали симптом, чтобы можно было поставить более тяжелый диагнох.

По письму -вторая гипотеза не подтверждается.

Вывод:

Если у Вас Снежана нет других симптомов (а я из Вашего письма их не вижу) которые бы указывали на тяжелое психическое заболевание (детская шизофрения), то скорее всего Ваши фантазии в пределах нормы.

Обязательно:

Если у кого-то из Ваших близких есть

странное, неадекватное поведение,

то лучше всего сходить на психодиагностику к опытному психиатру !!!

Потому что, если не дай бог, ранняя, детская шизофрения очень быстро приводит к инвалидизации человека, разрушению его личности и олигофреническому дефекту.

Шизофрения очень страшное заболевание.

Как говорят в народе - «он стал беспомощным овощем».

В Алма-Ате есть очень хороший психиатр - Фазлеева Татьяна Шамильевна. Вы можете позвонить ей и договориться о психодиагностике по скайпу.

Быстрый совет:

Чем раньше выявлено нарушение, тем эффективнее психотерапия!!!

С уважением, Виктор.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Здравствуй, Снежана!

В 14 лет иметь воображаемых друзей, на мой взгляд, ненормально, в этом возрасте уже нужно иметь реальных друзей. Понятно, что что-то тебе мешает их иметь, но с этим надо разбираться, иначе тебе туго дальше придётся. Судя по всему, у тебя трудности с установлением контакта и поддержанием отношений. Именно эту важную деятельность нужно освоить в подростковом возрасте. Если будут трудности, обращайся за помощью психолога . Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Снежана! Вы сильно чувствующий человек, и для Вас вообразить и представить кого-либо - не составляет труда, если это приходится Вам по нраву!? По началу это интересно, забавно, притягательно, но обмена энергиями - не происходит, и тогда, она у Вас иссякает… Вы начинаете быть недовольной, раздражительной, и даже мнительной, что приводит к унынию и депрессивному состоянию, другими словами, Вам плохо с этим, а еще хуже - без этого, и так по кругу. А речь идет о зависимости - ухода в виртуальный мир, мир фантазий, грез, мечтаний, которые не сопряжены с реальностью, так как, в реальности необходимо встречаться с живыми людьми, их особенностями, инаковостью, строить взаимоотношения и желательно конструктивные, а для этого, необходимо рисковать, так как, неизвестно, как могут разворачиваться события, по какому сценарию: по своему, как задумала, только мало вероятно, а по чужому - идет в разрез с собственными потребностями, и круг замыкается. Что делать? Самым лучшим станет обращение к психологу и личная проработка. А это то, что может дать Вам направление, в каком направлении двигаться дальше: прочтите в конце моей статьи «Осознавание в Гештальт-Терапии» 9 заповедей, ведущих к подлинному существованию. Всего Вам доброго. С уважением, Людмила К.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Вспомните Карлсона. Такой себе добродушный, в меру упитанный великовозрастный шалопай с пропеллером из полюбившейся нам с детства сказки Астрид Линдгрен про Малыша, который так хотел собаку. Этот забавный персонаж, живущий на крыше и прилетающий к Малышу в моменты, когда тому грустно и одиноко, совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь если вдуматься, в своей сказке шведская писательница затронула проблему появления у ребёнка, на каком-то этапе его жизни, воображаемого друга.

Многие родители пугаются, паникуют, когда замечают, что их чадо начинает общаться с пустотой. А психологи называют такое явление просто очередным этапом . Так как же относиться к подобному поведению крохи и что при этом делать маме-папе? Подыгрывать или всячески пытаться переубедить. А может, стоит разобраться в причинах появления в жизни любимого карапуза придуманного товарища?

Итак, воображаемые друзья у детей. Кто они? Какие они? Почему появляются? И что с ними делать?

Кто они?

В возрасте 3-5 лет у детей очень активно развиваются воображение и творческие способности. Как следствия - неуёмная фантазия, обогащение внутреннего мира, развитие умения анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.

То, каким окажется воображаемый друг, целиком и полностью зависит от фантазии вашего ребёнка, а также от того, какие проблемы он призван решать

Появление в жизни ребёнка воображаемого друга – это фантазии плюс образы из реальной жизни (сказок, мультфильмов) и плюс проблемы, которые таким образом малыш пытается решить.

Как же выглядят эти порождения детской фантазии? А они могут быть любой формы, любого размера и вида любого. Игрушка, наделённая человеческими качествами или сказочный персонаж, Супермен, защищающий слабых или зверушка, которую так хочет завести малыш, «бяка-заколяка», прячущаяся под кроватью, либо ребёнок-ровесник (Сашка, Серёжка, Наташка), с которым так весело играть.

Воображаемые друзья – это динамически развивающиеся сборные образы, обладающие теми качествами, которые на данный отрезок времени для малыша являются приоритетными. Познакомьтесь ближе с придуманным товарищем карапуза, и вы узнаете, чем живёт и в чём нуждается ваше дитя.

Чтобы вам легче было разобраться в ситуации, попросите малыша нарисовать своего невидимого товарища

Какие они?

Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.

С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно , погрешности в воспитании или сложности с становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.

  • Персонаж мультфильма (сказки) . Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
  • Выдуманный обычный ребёнок, ровесник. Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
  • Супермен, защитник. Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
  • Призрачный попугайчик, котёнок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
  • Добрый волшебник, фея, фантастическое существо. Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.

Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.

Карапуз придумывает себе друзей, когда ему не хватает родительского внимания и общения со сверстниками

Почему появляются?

Так каковы же причины того, что у детей иногда появляются воображаемые друзья?

  1. Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками.
  2. Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность.
  3. Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
  4. Чувство вины. Желание избежать наказания.
  5. Вытеснение. Проигрывание с воображаемыми друзьями своих тайных желаний. Самое опасное проявление этой проблемы – вытесненная агрессия, желание наказать обидчиков. И оно требует коррекции специалистом.
  6. Слишком бурная фантазия.

Дружба с выдуманными персонажами у подростков - реакция на глубокое нервное потрясение

Синдром Карлсона у подростков

Подобные проблемы с помощью придуманных товарищей пытаются решить, в основном, дошколята. Если же подросток начинает общаться с вымышленным персонажем, здесь и причины могут быть другими, и относиться к такому явлению нужно будет по-другому.

Если для дошколёнка воображаемый друг – явление естественное, легко поддающееся коррекции и, в большинстве случаев, довольно быстро проходящее, то в подростковом возрасте – это защитный механизм, призванный поддержать психику ребёнка в стрессовой ситуации.

Активация дружбы с невидимкой у подростков происходит вследствие серьёзной психологической травмы:

  • смерти близкого родственника или любимого питомца;
  • развода родителей;
  • переезда на новое место;
  • ссоры с кем-то из близких;
  • и даже безответной любви.

Признаком психологической патологии появление воображаемого друга ни в дошкольном возрасте, ни в подростковом не считается. И медикаментозно, чаще всего, не лечится.

Но, в случаях с подростками, лучше будет, если разобраться с причинами призрачной дружбы и разработать стратегию выхода из психологического кризиса родителям поможет квалифицированный специалист.

Вытесненная агрессия у ребёнка - повод обратиться за помощью к психологу

Стоит ли волноваться родителям?

Наверное, не зря любимой фразой Карлсона были слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно так родители и должны поступить, впервые обнаружив, что их малыш разговаривает с кем-то невидимым.

Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг крохи, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте, исходя из сути проблемы, которая, обязательно будет прослеживаться в общении карапуза с его воображаемым спутником, и сообразно ситуации.

Ваша задача – создать все условия, чтобы малыш больше не нуждался в нереальной дружбе, переключившись на вполне реальные, земные радости, хлопоты, занятия.

К 7-9 годам воображаемые друзья, обычно, перестают существовать в сознании даже самых заядлых фантазёров. Если же к этому возрасту ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу.

Поход к специалисту также необходим, если:

  • фантазии карапуза довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами;
  • малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ;
  • кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно;
  • ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга.

И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.

Замените воображаемого друга настоящим

  1. Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.
  2. Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
  3. Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
  4. Чаще давайте малышу право выбора , развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
  5. Не скупитесь на похвалы.
  6. Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
  7. Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.
  8. А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.

Появление воображаемых друзей - очередной этап развития личности малыша

Ребёнка можно отвлечь от чего угодно, если взамен предложить ему более интересную перспективу. Воображаемых друзей вашего малыша не нужно пугаться. С ними можно прожить определенный отрезок времени, а потом помочь карапузу отпустить их туда, где им и положено остаться. В уходящее, с течением дней, месяцев, лет, детство…

Когда ребенок обзаводится новыми друзьями, за него можно только порадоваться. Но как реагировать родителям, если новый друг малыша – воображаемый? Стоит ли беспокоиться или общение с вымышленными друзьями является нормой для детей? Это простые игры богатого воображения или психологические проблемы? Попробуем разобраться.

Мой новый друг

Воображаемые друзья уже несколько десятков лет представляют тему, интересную для психологов и педагогов. Стоит отметить, что число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико. Почти каждый ребенок хоть на короткий период заводил невидимого приятеля.

Родители могут и не знать, что ребенок разговаривает с воображаемым другом. А если и узнают, то обычно это происходит случайно. Например, дочь рассказывает об играх в детском саду с Машей. И эти рассказы не вызывают никаких сомнений у родителей. Но при желании познакомиться с подружкой своего ребенка, они узнают, что в садике нет никакой Маши. Подробно расспросив дочку, мама выясняет, что у Маши есть пушистый хвост, и она спит на радуге.

Вымышленными друзьями не всегда становятся сверстники детей. Это могут быть сказочные персонажи, животные, взрослые и любые вымышленные существа. От малыша можно услышать рассказы о друге, которому 160 лет, или о крохотном карманном приятеле.

Наличие вымышленного друга не должно пугать родителей. Но как на это реагировать? Стоит ли поддерживать детские выдумки?

Что делать, если малыш завел воображаемого друга?

Осмеивать или запрещать общение детей с вымышленными друзьями ни в коем случае нельзя. Это приведет лишь к тому, что ребенок отстранится, потеряет доверие, но все равно продолжит призрачную дружбу, только теперь постарается сохранить это в тайне. Правильным решением будет разумная поддержка вашего малыша. Интересуйтесь жизнью вымышленного приятеля: кто он, где живет, о чем мечтает, что его волнует. Вы узнаете много нового о переживаниях, мечтах и волнениях собственного ребенка. Не стоит самим раздувать тему воображаемого друга, постоянно о нем вспоминая. Просто дайте понять ребенку, что он может делится всеми своими мыслями с вами.

Разобравшись в причинах появления вымышленных друзей, вы сможете лучше понять своего ребенка и при необходимости оказать ему помощь. Ведь далеко не всегда призрачный друг появляется из-за хорошо развитого воображения.

Воображаемые друзья появляются внезапно, и так же неожиданно могут исчезнуть. Дружба с невидимками может длится на протяжении нескольких лет. В возрасте с 3 до 8 лет – это обычное явление. Как правило, к поступлению в школу дети перестают общаться с призрачными собеседниками.

Причины воображаемой дружбы

Ребенку с богатой фантазией, конечно, легче представить невидимого приятеля и даже завести с ним дружбу. Но порой развитое воображение лишь помогает создать подходящие условия, а причинами появления вымышленного друга у детей является что-то другое.

  1. Недостаток общения является основной причиной появления воображаемых друзей. Ребенок чувствует себя одиноким и заполняет пустоту придуманным другом, которому можно доверить все секреты, поиграть и пообщаться. Если малыш растет без братьев и сестер или разница в возрасте между ними слишком велика, вероятность приобретения призрачного товарища возрастает.
  2. Слабый и беззащитный малыш нуждается в друге, который сможет его защитить. И он может в своем воображении создать себе защитника и героя.
  3. Иногда ребенок создает себе приятеля, на которого сваливает вину за свои проступки. Он может его постоянно ругать и одергивать, подражая поведению взрослых.
  4. Воображаемый друг может появиться в трудной для ребенка ситуации. Например, рождение младшего братика или сестрички может вызвать гамму переживаний и, чтобы не чувствовать себя брошенным, малыш заводит себе друга. Такая трагичная ситуация для детей как развод родителей часто приводит к психосоматическим расстройствам. Но к некоторым детям на помощь приходит воображаемый друг, который разделяет все переживания крохи, и помогает справиться с тяжелой ситуацией. У малыша, оказавшегося в больнице без родителей, может появиться невидимый друг, который будет его поддерживать и помогать.
  5. Иногда вымышленные приятели призваны мотивировать детей, служат им примером. Они могут помочь справиться с тревогой и поверить в свои силы. Такой невидимый друг служит примером и идеалом для крохи.

Воображаемые друзья исчезают, как только ребенок перестает в них нуждаться. Но даже зная это, родители могут испытывать беспокойство: насколько малыш погружен в фантазию, и может ли он отличить реальность от вымысла?

Реальность или игра

Широко распространено мнение, что воображаемый и реальные миры смешиваются у детей в голове. Действительно, воображаемые образы накладывают отпечаток на восприятие мира.

Стоит сказать пятилетнему малышу, что пол – это огненная лава, как он тут же постарается забраться с ногами на стул. Но если ему предложить представить вместо пола цветущую мягкую полянку, он с удовольствием по нему пробежится. Его поведение основывалось только на его воображении. Очень часто можно услышать рассказы детей о том, чего никогда не было. Однажды услышанные истории или увиденные ситуации могут наложить такой отпечаток на восприятие ребенка, что он будет помнить их, как будто это произошло с ним самим.

Можно подумать, что работа воображения затмевает реальность, смешивая действительное и выдуманное. Но это не совсем так. Именно воображение стоит отблагодарить за то, что мы в состоянии различать выдуманный мир от мира реального. Ведь чтобы представить вымышленные картины, необходимо осознавать и реальность.

Играя, ребенок удерживает в голове фантазийный образ и реальность одновременно. Если кроха усадил с собой за стол игрушечного медведя и кормит его, поднося ложку с едой, он точно знает, что на самом деле игрушка не будет кушать. Малыш понимает, что кормление происходит понарошку, то есть он четко осознает, что реально, а что нет.

Присутствие воображаемого приятеля не должно беспокоить родителей, если оно ненавязчиво в жизни ребенка. Но если кроха все время проводит с призрачным другом, очень зависит от него и волнуется, когда они в ссоре, стоит уделить этому вопросу повышенное внимание.

Тревожные симптомы

В некоторых случаях взаимоотношение ребенка с выдуманным приятелем могут указать на его проблемы. И родители, распознав тревожные симптомы могут помочь справиться с тревогами и волнениями их чада.

  • Если общение малыша с невидимкой копирует взаимоотношения между членами семьи или в нем постоянно присутствуют одни и те же мотивы, оно может указывать на проблему, которая беспокоит и волнует кроху. Порой разобраться в переживаниях малыша совсем непросто, тогда на помощь может прийти психолог.
  • Если ребенок постоянно ругает и наказывает выдуманного друга, велика вероятность того, что он сам часто оказывается на месте провинившегося. Ставя себя на место взрослого человека, он пытается разобраться в ситуациях и снять стресс.
  • Если вымышленный друг является защитником малыша и исполняет все его желания, то часто оказывается, что кроха чувствует себя беззащитным и не умеет за себя постоять. Такой друг помогает отомстить всем обидчикам и создает более комфортный для ребенка выдуманный мир.

Вымышленные друзья приносят большую пользу ребенку. Кроме того, что они позволяют развиваться воображению, они также способствуют развитию навыкам общения и помогают справиться с тревогами и проблемами малыша.

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль. Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго. Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Являются ли видения признаком одиночества?

На протяжении многих десятилетий взрослые с недоверием и опаской относились к воображаемым спутникам маленьких детей. Подобные видения приписывались обособленным детям, лишенным реальных друзей. Современная поп-культура, во многом сформированная под влиянием известных голливудских фильмов, и вовсе полагает, что вымышленный персонаж может причинить ребенку реальный вред, например, заставив его совершить что-то дерзкое или страшное. Ведущий психолог Лаборатории знаний Университета штата Алабама Энсли Гилпин рассказал о случае, когда отец заподозрил собственную дочь в шизофрении. На самом деле у ребенка был воображаемый друг. Теперь, по прошествии времени, эта девочка жива и здорова, а в ее голове больше никто не живет.

Позиция современных психологов

Это теперь ученые уверены, что в возрасте 3—5 лет для детей совершенно нормально иметь воображаемого друга. Этим малышам не нужна медицинская помощь или психологическая реабилитация. Дети полагают, что взрослая жизнь слишком скучна, а видения помогают им развивать творческий потенциал. Некоторые психологи называют это явление синдромом Карлсона. Несколько последних десятилетий были отданы на углубленное изучение проблемы. Было задокументировано сразу несколько любопытных эпизодов, на основании которых был сделан оптимистичный вывод. Подобную дружбу можно признать одной из самых ярких и восхитительных. Теперь наличие воображаемого компаньона не считается чем-то ненормальным или необычным, а сама жизнь в вымышленном мире помогает малышам развить ценные навыки, которые пригодятся в реальности.

Родителям не о чем беспокоиться

Проведя рад тестов, ученые заверяют, что родителям не о чем беспокоиться, если они узнали о воображаемом друге сына или дочери. По оценкам экспертов, это явление необычайно распространено. Приблизительно 65 процентов детей в возрасте до 7 лет имеют вымышленных друзей. Если вы сами не имели подобного опыта в детстве или плохо помните о нем, спешим вас заверить: дети прекрасно знают о том, что их друзья не настоящие. Большинство исследователей полагают, что воображаемые персонажи не являются показателем одиночества или дефицита социальных навыков. Посредством вымысла дети раскрывают свое воображение.

Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?

Фактически способность создавать воображаемого друга может проявиться в самом раннем младенчестве в то время, когда дети начинают учиться различать черты окружающих. Если мать обычно поднимает брови и раздувает щеки, чтобы позабавить кроху, это тут же находит живой отклик в ответной гримассе. Об этом рассказывает психолог из Йельского университета Дороти Сингер, которая начала изучать феномен вымышленных друзей еще в конце ХХ века: «Копирование мимики взрослых действительно является предвестником некой притворной игры, которая показывает, что ребенок любознателен. Он готов подражать звукам и действиям окружающих». Впоследствии этот навык трансформируется в более обтекаемый персонаж, который селится в воображении малыша.

Это дает когнитивные и эмоциональные преимущества

На основе более ранних исследований можно констатировать еще один любопытный факт: воображаемые друзья могут дать малышам некоторые когнитивные и эмоциональные преимущества. «Во многих отношениях все малыши похожи. Но когда мы тестируем детей, которые водят дружбу с мнимыми компаньонами, мы находим явные преимущества от этой дружбы. Эти дети более общительны, менее застенчивы, также они имеют уровень социальной перцепции, высокий не по годам. Они лучше воспринимают точку зрения другого человека в реальной жизни», — вот мнение Марджори Тейлор, психолога из Университета Орегона. Отметим, что ученые выявили лишь корреляцию, причина улучшения когнитивных навыков остается загадкой. Никто не знает, когда именно формируются перечисленные навыки. Может быть, они были сформированы до создания воображаемой дружбы либо могли стать ее следствием.

Иногда это переносится во взрослую жизнь

Хотя это крайне редко, но даже психически здоровые взрослые люди могут иметь воображаемых друзей. Этот процесс продолжается с детства. По мере взросления человека либо его старые друзья идут с ним бок о бок, либо воображение создает новых, более зрелых персонажей. Наверняка, вам будет интересно узнать, что Королева детективов Агата Кристи всю свою сознательную жизнь имела воображаемых друзей. Об этом писательница упомянула в своей автобиографии, которую написала в 70-летнем возрасте. Там она призналась читателям, что вымышленные друзья нравились ей гораздо больше, чем герои собственных произведений. По словам доктора Тейлор, нет нужды беспокоиться о мнимых компаньонах, в каком бы возрасте они бы не приходили к человеку. Не стоит пытаться выяснить причину, согласно которой они появились. На самом деле вымышленный мир не имеет никаких рамок и ограничений.

Как появляются воображаемые друзья?

Наверняка произведения детских авторов писались на основе чьего-то реального опыта. Если мы обратимся к ним, то увидим, что воображаемые друзья приходят в самый подходящий для этого момент. У Малыша был Карлсон, а герой известного комикса Кельвин дружил с плюшевым тигром Хоббсом. Но самый популярный образ детей абсолютно невидимый. Невидимка существует рядом, разговаривает с детьми и приходит им на помощь при случае, но, как вы понимаете, не имеет никакой обтекаемой формы. В других случаях дети представляют в роли своих выдуманных антропоморфных друзей, например супергероев или призраков, либо животных, обладающих человеческими способностями. Также в роли мнимого компаньона легко представить совершенно обычного незнакомца.

Идеальный друг

Для многих детей вымышленный персонаж является идеальным другом, наделенным характером положительного героя. Дети разговаривают со своим другом, охотно слушают его, а также делятся своими тайнами и секретами. В связи с этим доктор Тейлор не может утверждать, что воображаемые друзья являются идеальными собеседниками. Не исключено, что во время таких диалогов могут возникнуть конфликтные ситуации или недопонимание (как и в случае с друзьями реальными). Однако и такое общение с вымышленным персонажем идет на пользу ребенку. Многие психологи утверждают, что умение существовать в конфликтных ситуациях, пусть и вымышленных, учит ребенка терпимости.

Кем являются реальные игрушки, наделенные характером?

В отличие от несуществующего персонажа со своими уникальными личностными чертами, игрушки, наделенные характером, — это просто игрушки. Они не могут встать на одну ступень с мнимыми компаньонами, так как их образ уже создан, а не рожден сознанием малыша. Чаще всего эта ситуация характерна для детских ролевых игр, где малыш выступает в роли воспитателя.

Все мы знаем Карлсона – веселого толстячка с пропеллером из любимой детской сказки Астрид Линдгрен про маленького мальчика, мечтавшего о щенке. Этот добродушный герой, обитающий на крыше и посещающий Малыша, когда тот грустит, не так уж и прост, как многим кажется. В этой волшебной истории детская писательница описала возникновение воображаемых друзей у ребенка .

Многие мамы и папы бьют тревогу, замечая, что их дети общаются с выдуманными персонажами. Специалисты же считают подобное явление очередным периодом развития детской личности. И все же, как следует относиться к такому поведению ребенка? Как реагировать: стараться переубедить или включиться в игру? Ответим на все эти вопросы.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Невидимые приятели появляются у детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста, и могут принимать различные формы: мальчика Жени и девочки Маши, веселой собаки и отважного супергероя. «Беседовать» может любимая кукла и даже растение: «Пока я был в садике, Цветочек соскучился и просит его полить».

Чаще всего воображаемые друзья у ребенка возникают из-за отсутствия реальных товарищей. Таким необычным способом малыш компенсирует недостаток общения. Случается и так, что у крохи есть приятели-сверстники, но с ними он не чувствует собственную значимость, а с выдуманным другом он может стать лидером и победителем.

Еще одна распространенная причина – перекладывание вины на невидимого товарища за свои многочисленные проделки. Это уже проявление так называемого синдрома Карлсона, который встречается у детей, воспитывающихся в чрезмерной строгости.

Иногда дошколята находят у воображаемых приятелей поддержку, ведь вдвоем не так страшна темнота и различные чудовища. Вероятность возникновения подобной «дружбы» увеличивается, если малыш стесняется рассказывать о страхах или взрослые считают детские опасения несерьезными.

Что делать родителям?

Если к вашему чаду однажды прилетит своей Карлсон, прежде всего, не поддавайтесь панике. Как говаривал этот милый герой: «Спокойствие, только спокойствие!» Наши полезные советы помогут вам правильно отреагировать на воображаемого друга малыша.

  1. Не стоит говорить, что вымышленные приятели – признак психического нездоровья, иначе дети поверят, что они не такие, как все. – это абсолютно нормальное явление.
  2. Подавлять детское воображение также не следует, напротив, подыграйте малышу. Поставьте тарелку для невидимого товарища, расстелите ему постель, внимательно слушайте все приключения с его участием.
  3. И все же, не выступайте инициатором общения с выдуманным персонажем. Не спрашивайте у ребенка, пойдет ли его «друг» на прогулку вместе с вами. Дождитесь, когда сын или дочка вспомнят о нем и предложат вам включиться в игру.
  4. Не позволяйте ребенку перекладывать вину за собственные проступки на товарища. Дошкольник должен отвечать за плохое поведение, а вам нужно напоминать о возможном последствии. Если малыш все равно винит в раскиданных игрушках расшалившегося Карлсона, предложите убраться в комнате вместе с ним.
  5. Важно, чтобы ваше чадо как можно чаще общалось и взаимодействовало с другими детьми. А еще разнообразьте детскую жизнь новыми переживаниями: гуляйте в интересных местах, посещайте выставки и зоопарк, ходите в кукольный театр. Реальные впечатления понемногу вытеснят придуманных друзей.
  6. Не забывайте уделять больше внимания маленькому выдумщику. Чувство защищенности и собственной значимости подарят совместные игры, чтение сказок, просмотр мультиков. Важен и телесный контакт – поцелуи и объятия очень сближают родителей и малышей.
  7. Если же в вашей семье «поселился» видимый только ребенку забавный котенок или щенок, попробуйте заменить его настоящим домашним питомцем. Вероятно, именно так проявляются детские мечты о четырехлапом друге.

Впору бить тревогу и звать на помощь детского психолога в следующих ситуациях: ребенок чересчур зависим от придуманного друга, путает вымысел и реальность, а его фантазии безрадостны, мрачны, изобилуют жестокими сценами.

Однако в большинстве случаев воображаемые друзья у ребенка абсолютно безобидны. С ними он проживет определенный временной отрезок (обычно до 7-9 лет), а затем спокойно их отпустит. И вскоре вы с юмором и ностальгией будете вспоминать об этом интересном периоде детского взросления.